Двойная спираль

Материал из Blender3D.

Перейти к: навигация, поиск

Содержание

Введение

Оригинал - http://wiki.blender.org/index.php/Doc:2.48/Tutorials/.DPL_share/A_Double_Helix

Этот очень легкий урок продемонстрирует возможности работы со стеком модификаторов (modifier stack). Каждый из них описан на Modifiers_&_Deformation. Мы рассмотрим как работает комбинация из разных модификаторов.

Мы создадим двойную спираль (похожую на ДНК) используя модификаторы сглаживания Subsurf, зеркала Mirror, массва Array и кривой Curve.


Создание элемента

Наш "нуклеотид" будет очень простой.

Изображение:ДНКэлемент.jpg

Поставьте курсор в середину, создайте куб, режим редактирования, уменьшите его (S, Shift+X, 0.2), сместите его на единицу в право. Потом с вида NUM7 создайте UVсферу из 8 сегментов\колец, радиус 1, сместите на 2.5 вправо. У нас получился элемент нуклеотида. Выйдите в объектный режим и придайте сглаживание F9, Set Smooth.

Сглаживание, Subsurf

Первый используемый модификатор сглаживания - Subsurf.

Изображение:ДНКSubsurf.jpg

Все они находятся F9, вкладка "modifier". Из списка выберите "Subsurf", объекты округлятся. Параметром Levels и Render levels настраивается степень сглаженности. Выберем для примера значение 2. Можно посмотреть, куда переместились вершины. Для этого включите серый кружок (справа от названия модификатора).

Дублирование элемента, Mirror

Теперь надо добавить вторую половину. Используем модификатор зеркала "Mirror".

Изображение:ДНКMirror.jpg

Выберите Mirror из списка. Попробуйте свернуть панель модификатора Subsurf (чтобы не мешала) нажав на стрелочку слева от названия. (Стоит упомянуть, что с большим количеством модификаторов удобнее работать в вертикальной панели) У нас появилась точная симметричная копия элемента (по умолчанию относительно оси X). Сейчас в стеке находятся одновременно два модификатора, можем вносить изменения. Попробуйте нажать на маленькую стрелку "вверх" в Mirror, он окажется ПЕРЕД Subsurf и результат станет другим. Верните Subsurf на место на верх.


Дублирование пары, Array

Теперь мы должны размножить эту пару, как цепочку ДНК.

Изображение:ДНКArray.jpg

Добавляем в стек очередной модификатор - Array. Появится копия пары, но не там где надо. По умолчанию включено относительное смещение Relative Offset по оси X (относительно габаритных размеров исходного объекта). Исправим смещение OffsetX=0, Z=1.2 Параметр Constant Offset определяет постоянное смещение и не зависит от размеров объекта. Увеличьте количество дублей в массиве Count до 20.

Скручивание

Попробуем немного скрутить это в спираль при помощи объекта-пустышки Empty.

Изображение:ДНКEmpty.jpg

Добавьте пустышку в середину сцены. Если курсор сбит, то координаты вводятся в меню View>View Properties. Теперь выделите объект, в поле модификатора массива Object Offset введите имя пустышки Empty. Включите кнопку Object Offset. Попробуйте перемещать пустышку, вы увидите что массив перестраивается в зависимости от её положения. Но нам нужно использовать вращение. При вращение вокруг пустышки каждая следующая копия будет поворачиваться и перемещаться относительно своего предшественника. Выберите Empty и поверните по оси Z на 15 градусов (R, Z, 15, Enter).

Сгибание, Curve

Теперь попробуем пустить спираль вдоль кривой, и распределить по её длинне.

Изображение:ДНКCurve.jpg

Добавьте в сцену кривую Add>Curve>Bezier. Увеличте в 30 раз, поверните на необходимый угол. Переключитесь на спираль и добавьте новый модификатор Curve. В поле Ob: впишите имя кривой Curve. Это распределит пары вдоль нашей кривой. Нажмите снизу направление "Y" или другое, для верной ориентации.

Очень удобный инструмент есть в модификаторе массива. Вместо количества копий Fixed Count выберите из списка Fit To Curve Length, в появившемся поле введите имя кривой Curve. Спираль растянется по всей длине кривой! Попробуйте масштабировать кривую (в Edit Mode!) и увидите изменения.

Личные инструменты