Blender GameKit 2/Blender Basics

Материал из Blender3D.

Перейти к: навигация, поиск

Содержание

Основы Blender

Перевод: klim

Интерфейс

Если вы новичок в Blender, то, прежде чем начать моделировать, вы должны получить хорошее представление о работе с пользовательским интерфейсом. Концепции, лежащие в основе интерфейса Blender, разработаны специально для него, и огромный спектр возможностей отличается от других пакетов 3D моделирования. Они по-другому группируются. В частности, пользователям Windows придется привыкать к другим элементам управления, таким как button choices и движениям мыши. Это отличие - одна из замечательных особенностей Blender. Стоит вам понять концепции работы Blender, и вы обнаружите, что можете работать намного быстрее и продуктивнее. Некоторые элементы интерфейса схожи. Например, верхнее меню с пунктами "File", "Add"..."Help". В то время, как других элементов просто нет в большинстве (если не во всех) других приложений. Например, в Blender окна не могут перекрывать друг друга, за исключением небольшого числа маленьких плавающих панелей (это панели transparent, fold-able, small, и dock-able). Для экономии времени, работа в Blender в значительной степени основывается на горячих клавишах. Интерфейс Blender полностью основан на OpenGL, и любое окно может быть спанарамировано, увеличено/уменьшено, а его содержимое может перемещаться.

Экран может быть организован по вашему вкусу, под каждую специализированную задачу. Каждой из таких конфигураций может быть присвоено отдельное имя, и она может быть сохранена для дальнейшего использования.

Эти ключевые особенности (и многие другие) делают Blender уникальным, мощным и очень гибким приложением, если вы потратите время на его понимание.

Концепция интерфейса Blender

Пользовательский интерфейс - это средство двустороннего взаимодействия между пользователем и программой. Пользователь взаимодействует с программой с помощью клавиатуры и мыши, а программа возвращает результат с помощью системы окон. Интерфейс можно разбить на несколько ключевых направлений: окна, разделы, панели и кнопки. Например, Окно Кнопок состоит из нескольких разделов, которые показывают различные группы панелей, а каждая панель содержит свою группу кнопок. Эти ключевые направления будут обсуждаться далее.

Клавиатура и мышь

Эта часть дает представление об основах использования мыши и клавиатуры в Blender, а также в ней рассмотрены условные обозначения, используемые в книге, и советы по использованию нестандартных устройств.

Условные обозначения, используемые в книге

В книге используются следующие условные обозначения для указания действий пользователя: кнопки мыши называются ЛКМ (левая кнопка мыши), СКМ (средняя кнопка мыши) и ПКМ (правая кнопка мыши). Если у вас мышь с колесиком, то СКМ означает нажатие на него, в то время как КМ (колесо мыши) означает прокрутку колесом.

Горячие клавиши обозначены в книге так же, как они представлены на клавиатуре. Например GKEY означает маленькую g. Когда используется модификатор SHIFT, он обозначается так же, как другие клавиши-модификаторы CTRL и/или ALT. Что дает, например CTRL-W или SHIFT-ALT-A. NUMPAD-0 - NUMPAD-9, NUMPAD-+ и т.д. относятся к отдельной цифровой клавиатуре. NUMLOCK должен быть включен.

Остальные клавиши представлены их именами, как, например, ESC, TAB, F1 - F12.

Отдельно стоит отметить клавиши со стрелками - вверх, вниз, влево, вправо и так далее.

Основы использования

Интерфейс Blender разработан так, что удобнее всего использовать мышь с тремя клавишами. Колесо - замечательное дополнение, но необязательное. Поскольку Blender позволяет широко использовать как мышь, так и клавиатуру, среди пользователей Blender появилось золотое правило: держи одну руку на мыши, а другую - на клавиатуре. Если вы обычно используете раскладку клавиатуры, которая существенно отличается от английской, вам следует подумать о переходе на английскую или американскую раскладку для работы в Blender. Самые часто используемые клавиши сгруппированы таким образом, что они доступны в стандартной позиции левой руки (указательный палец на F английской раскладки). Предполагается, что вы используете мышь правой рукой.

Эмуляция клавиш мыши

Работать в Blender можно с двухклавишной мышью или одноклавишной мышью от Apple. Недостающие клавиши могут быть эмулировны комбинациями клавиш клавиатуры/мыши. Активируйте эту возможность в пользовательских настройках (вкладка View and Controls -> кнопка "Emulate 3 Button Mouse").

Эта таблица показывает используемые комбинации:

2-клавишная мышь Apple мышь
ЛКМ ЛКМ ЛКМ
СКМ Alt-ЛКМ Option/Alt-ЛКМ
ПКМ ПКМ Command/Apple-ЛКМ

Все комбинации клавиш клавиатуры/мыши, упомянутые в книге, могут быть изменены в соответствии с таблицей. Например, SHIFT-ALT-ПКМ станет SHIFT-ALT-COMMAND-LMB для одноклавишной мыши.

Эмуляция NumPad

Клавиши NumPad используются очень часто в Blender, причем это не те же клавиши, что и обычные цифровые. Если у вас клавиатура без NumPad (например на ноутбуке), вы можете сказать Blender, чтобы он рассматривал стандартные цифровые клавиши как клавиши NumPad (вкладка System & OpenGL -> кнопка "Emulate Numpad").

Система окон

При запуске Blender, вы можете заметить, что открылось консольное окно (скорее всего, написано для пользователей Windows (прим. переводчика)). Вскоре после этого откроется главное окно программы. Также вы увидите заставку, информирующую о версии Blender, но она исчезнет, как только вы двинете мышь.

Сцена по умолчанию

Сцена по умолчанию отображается при первом запуске Blender. По умолчанию она разбита на 3 окна:

Изображение:GK2 BB DefaultScene

  • Главное меню наверху является частью заголовка окна пользовательских настроек (User Preferences window)
  • Самое большое - окно 3D вида (3D Viewport window)
  • Внизу - окно кнопок (Buttons Window)

Эти окна могут быть разбиты на отдельные зоны. В качестве введения мы рассмотрим несколько основных элементов:

  • Тип окна (Window Type): позволяет вам изменить тип отображаемой окном информации. Например, если вы хотите увидеть Outliner window, кликнете и выберите его.
  • Главное меню: меню, связанное с окном пользовательских настроек. Чтобы увидеть всю информацию, вам необходимо навести курсор на линию, отделяющую окно 3D вида от окна пользовательских настроек, и спустить эту линию вниз, зажав ЛКМ. Вы увидите окно пользовательских настроек полностью.
  • Текущий экран (по умолчанию моделирование): Blender поставляется с несколькими предустановками экрана. Вы можете выбирать между ними. Если вы хотите настроить свою, вы можете создать ее и сохранить.
  • Текущая сцена: переключение между сценами позволяет вам организовать работу, разбив ее на части.
  • Информация о ресурсах (находится в заголовке окна пользовательских настроек): информирует о системных и программных ресурсах. Это говорит вам, сколько памяти занято, в зависимости от количества вершин, граней и объектов в выбранной сцены. Это хороший визуальный контроль, не перегружаете ли вы свою машину.
  • Манипулятор 3D преобразования (3D Transform Manipulator): наглядный инструмент в преобразовании объектов. Объекты могут преобразованы (перемещены-повернуты-масштабированы) также с помощью кнопок клавиатуры:(g/r/s); CTRL+SPACE вызовет всплывающее окно манипулятора. Манипулятор можно включить/выключить, кликнув на иконке в виде руки на панели инструментов. Манипуляторы перемещения/поворота/масштабирования могут быть включены кликом на соответствующей иконке, правее иконки в виде руки. Кликая на иконки с зажатым SHIFT, вы можете комбинировать включенные манипуляторы.
  • 3D курсор: может иметь несколько функций. Например, он указывает где создастся новый объект, или он может указывать точку поворота.
  • Куб (меш): по умолчанию, каждый раз Blender запускается с этим кубом в центре глобального 3D пространства. Впоследствии, вы скорее всего захотите изменить настройки по умолчанию; это делается путем настройки Blender как вам хочется, а потом сохранения настройки по умолчанию, используя CTRL+U (сохранить настройки по умолчанию).
  • Источник света (тип Лампа): по умолчанию, Blender запускается с источником света, расположенным где-то поблизости от центра глобального 3D пространства.
  • Камера: по умолчанию, Blender запускается с камерой, расположенной где-то поблизости от центра глобального 3D пространства, и направленной на него.
  • Выделенный объект: в этом поле отображается название выбранного объекта.
  • Группа панелей редактирования: нижнее окно отображает панели, которые сгруппированы. Этот ряд кнопок (разделы) позволяют вам выбрать, какая группа панелей будет отображаться. Некоторые кнопки покажут дополнительные кнопки (подразделы) для выделения подгрупп или групп внутри групп. Они расположены правее.
  • Текущий кадр: Blender - приложение для моделирования и анимации; таким образом, вы можете анимировать объекты на основе концепции кадров. Это поле показывает текущий кадр.
  • Режим затенения (Viewport shading): Blender просчитывает (рендерит) 3D окно, используя OpenGL. Вы можете выбрать тип интерактивного затенения (названного режимом отрисовки (Draw Type)). Это можно сделать, нажав на кнопку и выбрав один из вариантов. Вы можете выбрать текстурированное затенение, но для этого рекомендуется иметь мощную видеокарту.
  • Привязка вращения/масштабирования: позволяет вам выбрать, относительно чего произойдет вращение/масштабирование. Например, вращение может происходить относительно положения самого объекта или относительно положения 3D курсора.
  • Панели: помогают сгруппировать и организовать связанные кнопки и элементы управления. Некоторые панели видимы или невидимы в зависимости от того, какой тип объекта выделен.
  • Слои: делают моделирование и анимацию проще. Слои предусмотрены, чтобы помочь вам размещать объекты по функциональным регионам. Например, один слой может содержать объекты воды, а другой - деревья. Или один слой может содержать камеры и источники света.
  • Заголовок окна 3D вида: все окна в Blender имеют заголовки. Это заголовок окна 3D вида.

Заголовок окна

Большинство окон имеют заголовок (полоса более светлого серого цвета с кнопками). Также мы будем относиться к заголовку как к панели инструментов. Если заголовок есть, он может находиться в верхней (как у окна кнопок) или в нижней (как у окна 3D вида) части окна.

Примеры заголовков окон, при использовании стандартной темы:
Изображение:GK2 BB Header 3dView.png
Изображение:GK2 BB Header Ipo.png
Изображение:GK2 BB Header Buttons.png

Blender использует темы оформления. В этой книге мы используем стандартную тему, которая используется при первом запуске Blender.

Когда вы наводите курсор на окно, его заголовок становится светлее. Это значит окно в фокусе (стало текущим). Теперь все горячие кнопки будут применены (только) к содержимому этого окна.

Иконка на левом конце заголовка, при нажатии на ней ЛКМ, позволяет выбрать один из 16 типов окон. Большинство заголовков сразу за этой первой иконкой "Тип Окна" (Window Type) имеют набор меню. Меню предоставляют прямой доступ ко многим функциям и командам. Меню могут быть скрыты/показаны нажатием на треугольной иконке перед ними.

Изменение окон

Вы можете растянуть окно во весь экран с помощью пункта меню View>Maximize Window. Чтобы вернуть его к нормальному размеру, используйте View>Tile Window. Более быстрый путь достичь этого - это использовать SHIFT+SPACE, CTRL+UP или CTRL+DOWN для переключения между полноэкранным режимом и нормальным размером окна.

Вы можете изменить набор окон. Для этого сделайте окно, которое вы хотите разбить, текущим (наведите на него курсор), кликните на вертикальной или горизонтальной границе между окнами ПКМ или СКМ и выберите "Split Area". Теперь вы можете установить новую границу в необходимом вам положении, поместив туда курсор и нажав ЛКМ; или вы можете прервать действие, нажав Esc. Новое окно будет клоном окна, которое вы разбили. Потом вы можете изменить его тип или просматривать в нем сцену с других точек обзора (в случае окна 3D вида).

Изображение:GK2 BB SplitMenu.png

Вы можете изменять размеры окон, перетаскивая их границы зажатой ЛКМ.

Вы можете объединить два окна в одно. Для этого кликните на границе между окнами ПКМ или СКМ и выберите "Join Areas". После чего вам будет предложено кликнуть на одном из двух окон. Появившаяся стрелка наглядно покажет, какое окно будет закрыто. Окно, на котором вы кликнули, исчезнет, а другое растянется до размера этих двух окон. Если вы нажмете Esc до клика на одном из окон, операция будет прервана.

Консольное окно и сообщения об ошибках

Консольное окно - это текстовое окно операционной системы, которое отображает сообщения об операциях Blender, статусе и внутренних ошибках. Если Blender "упал", посмотреть в консоль для подсказки - хорошая идея.

Когда Blender запускается на ОС Windows, консоль создается как отдельное окно на рабочем столе, затем, при соблюдении всех условий (then assuming the right conditions are met), должно появиться главное окно Blender.

Изображение:GK2 BB note.pngКонсольное окно должно оставаться открытым, пока Blender запущен. Если вы закроете консоль, Blender также закроется, и вся несохраненная работа будет утеряна.

Вы можете не увидеть консольное окно по следующим причинам:

  • Главное окно Blender закрыло собой консольное окно. Чтобы увидеть это окно, просто кликните на его иконке на панели задач Windows.
  • Консольное окно может быть свернуто при запуске Blender. Если это так, опять же, просто кликните на иконке консольного окна иконке на панели задач Windows.

Консольное окно в Linux

Blender-консоль в Linux вы увидите, только если будете запускать Blender из терминала, тогда в терминале будут отображаться сообщения Blender.

Большинство дистрибутивов Linux имеют Blender в составе своих репозиториев. Если Blender установлен, в системе меню должна находиться иконка, что позволяет запускать Blender просто кликнув на ней, вместо того, чтобы открывать терминал и запускать программу из него. Если Blender был запущен с помощью иконки вместо терминального окна, скорее всего консольное окно будет скрываться в терминале, из которого запускалась система X Window, либо в системном логе. (When Blender is started using an icon rather than being started from a Terminal window, the Blender Console Window text will most likely be hidden on the Terminal that the X Window System was started from or in the system console log).

Консольное окно в Mac OS X

В Mac OS X вы также можете запустить Blender из консоли, чтобы видеть сообщения Blender. Однако, если вы запустите его из Finder'a, консоль не откроется, но вы можете открыть ее сами, чтобы увидеть вывод Blender (это работает для всех приложений, поддерживающих консольный вывод).

Типы окон

Меню выбора типа окна:
Изображение:GK2 BB WindowModesMenu.png
Интерфейс Blender - окно, представляемое вам операционной системой - разбито на несколько окон. Каждое окно может содержать информацию разного рода, в зависимости от типа окна.

Каждое окно независимо от других, поэтому несколько окон могут быть одного типа. Например, можно сделать несколько 3D окон, но каждое будет отображать сцену с разных точек обзора. Вы можете делить, объединять окна, менять их размер, чтобы настроить свою рабочую область. Также можно убрать заголовок у некоторых окон, чтобы освободить немного рабочего места.

Окна делятся на типы по функциональности:

  • Окно скриптов (Scripts window) - встроенный в Blender интерфейс для запуска Python скриптов
  • Обозреватель файлов (File Browser) - для сохранения и поиска файлов, в особенности .blend
  • Обозреватель изображений (Image Browser) - для поиска изображений, отображает их в виде превью
  • Редактор узлов (нодов) (Node Editor) - изображения и материалы для повышения качества рендера
  • Окно кнопок (Buttons Window) - панели настройки объектов
  • Планировщик (Outliner) - помогает вам находить и организовывать объекты
  • Пользовательские настройки (User Preferences) - настройка Blender в соответствии с вашим стилем работы и вашим компьютером
  • Редактор текстов (Text Editor) - пишите здесь заметки и документацию на ваш проект, а также Python скрипты
  • Окно аудио (Audio Window) - соотносите звуковые файлы с кадрами анимации
  • Временная шкала (Timeline) - переход к разным кадрам анимации
  • Видео секвенсор (Video Sequence Editor) - собирайте куски анимации в единое видео
  • Редактор UV/изображений (UV/Image Editor) - рисование и редактирование текстур
  • Редактор нелинейной анимации (NLA Editor) - управление нелинейной анимацией (NLA - non-linear animation - нелийная анимация)
  • Редактор действий (Action Editor) - объединений отдельных действий в их последовательности
  • Редактор Ipo кривых (Ipo Curve Editor) - управление движением и изменением объектов
  • Окно 3D вида (3D View) - отображает вашу сцену

Вы можете выбрать тип, кликнув на самой левой кнопке заголовка окна. В появившимся меню будут доступные типы окна. Далее в книге будут рассмотрены необходимые для работы типы.

Разделы окна кнопок

Окно кнопок содержит 6 разделов, которые можно выбрать в первой группе иконок заголовка (см. рисунок). Каждый из них может быть разделен на различное количество подразделов, которые можно выбрать во второй группе иконок. Подразделы также можно менять с помощью горячей клавиши, соответствующей разделу (F4, F5, F7, F9, F10).

Разделы и подразделы:
Изображение:GK2 BB Context.png

  • Раздел Логики (Logic) - F4
  • Раздел Скриптинга (Script) - нет горячей клавиши
  • Раздел Shading - F5
    • Подраздел освещения (Lamp) - нет горячей клавиши
    • Подраздел материалов (Material) - нет горячей клавиши
    • Подраздел текстур (Texture) - F6
    • Подраздел Radiosity - нет горячей клавиши
    • Подраздел World - F8
  • Раздел Объект (Object) - F7
    • Подраздел Объект (Object ) - нет горячей клавиши
    • Подраздел физики (Physics) - нет горячей клавиши
    • Подраздел чистиц (Particle) - нет горячей клавиши
  • Раздел редактирования (Editing) - F9
  • Раздел Сцена (Scene) - F10
    • Подраздел Рендера (Render) - нет горячей клавиши
    • Подраздел секвенсора - нет горячей клавиши
    • Подраздел анимации - нет горячей клавиши
    • Подраздел аудио - нет горячей клавиши

При выборе раздела, Blender обычно сам определяет подраздел, основываясь на типе активного объекта. Например, если выделен объект Lamp, при выборе раздела Shading сразу откроется подраздел освещения. Если выделен mesh или любой другой отображаемый объект, откроется подраздел материалов. Если камера - подраздел World.

Кнопки в каждом разделе сгруппированы в панели.

Меню в заголовке может меняться в зависимости от режима окна. Например, в окне 3D вида меню Object в объектном режиме становится меню Mesh operations в режиме редактирования, и меню рисования в режиме Vertex Paint. Если во время чтения книги вы не находите указанные опции, это может значить, что вы не в том режиме или разделе.

Меню

В Blender есть много меню, каждое из которых доступно либо из заголовка окна, либо появляется непосредственно в месте курсора по нажатию горячей клавиши.
Изображение:GK2 BB Toolbox.png
Например, меню инструментов доступно как с помощью мыши (зажмите ЛКМ или ПКМ на несколько секунд), так и с помощью клавиатуры (нажмите пробел).

Некоторые меню зависят от ситуации. Например, меню Boolean (булевы операции) доступно только в объектном режиме по нажатию клавиши W. Та же клавиша в режиме редактирования вызовет Специальное меню (Specials).

При работе в Blender, вы должны точно знать, в каком режиме сейчас находитесь и какого типа объект выделен. Это поможет вам понять, какие горячие клавиши в каких ситуациях работают.

Панели

Панели находятся в окне кнопок, которое по умолчанию расположено внизу. Меню кнопок состоит из заголовка окна и панелей.
Изображение:GK2 BB Panels.png
Каждая кнопка в заголовке группирует панели в раздел. Этот раздел группирует в себе подразделы. Например, все панели материалов сгруппированы в подразделе материалов раздела Shading.

Панели жестко не привязаны к конкретному месту в окне, поэтому вы можете перемещать панель, зажав ЛКМ на ее заголовке.

Вы также можете выровнять панели, для этого нажмите ПКМ в любом месте окна кнопок и выберите один из пунктов появившегося меню. Прокручивая колесо мыши, можно перемещать панели (по горизонтали или вертикали, в зависимости от выравнивания). CTR-колесо мыши и CTR-СКМ увеличивает/уменьшает панели. Отдельные панели могут быть свернуты по нажатию треугольной кнопки в заголовке панели.

Весь комплекс панелей организован в виде вкладок. Щелчок по вкладке в заголовке панели изменит набор кнопок этой панели. Зажав ЛКМ на заголовке вкладки, вы можете "вытащить" ее из панели. "Вытащенная" вкладка станет отдельной панелью. И наоборот, отдельные панели можно объединить в одну, в которой они будут организованы в виде вкладок. Для этого, зажав ЛКМ на заголовке панели, перетащите ее на другую панель.

Кнопки и контроллеры

Большинство кнопок расположены в окне кнопок. Но они могут быть и в других окнах.

Личные инструменты