Navigation

Материал из Blender3D.

Перейти к: навигация, поиск

Навигация в блендере кардинально отличается от других редакторов. Любителям макса и майи сразу предлагаю перейти к последнему абзацу, затем читать с начала.

Навигация в 3d пространстве

Окно 3d вида. Самое большое и часто используемое окно. Вообще то их может быть и несколько. Над каким окном находится курсор мыши, там и будут происходить изменения. Это называется "плавающий фокус". Для простоты будем работать с сценой по умолчанию. Все ниже перечисленные комбинации кнопок можно найти в меню View (вид) в заголовке 3d окна. На исходной сцене вы видете квадрат, на самом деле это куб. Зажмите СКМ (Средняя Кнопка Мыши, колёсико) и двигайте мышь. Обычно вращение начинают, когда курсор находится в середине окна, но можно начать с краю, тогда сцена будет вращаться вокруг оси просмотра. Теперь покрутите колёсико - это приблизит\отдалит вид на сцену. Перейдем к клавиатуре. Только в блендере NumPad активно используется для навигации по виртуальному миру, поэтому рассмотрим эти клавиши подробнее.

NumPad

Убедитесь что нумад включен (кнопка Num Lock). Num5 - переключение между ортогональным видом (для инженерного моделирования, вид без искажения) и перспективой. Num4 и Num6 вращают сцену относительно глобальной оси Z. Num8 и Num2 вращают сцену по вертикали относительно текущего вида. По умолчанию стоит интервал 15 градусов, но величину можно изменить в настройках пользователя (вытянуть верхнее окно, View&Controls). При зажатой СКМ сцена вращается свободно (режим Trackball), однако в настройках можно зафиксировать вертикальную ось, это избавит от ловли верха и низа (режим Turntable). В этом режиме вертикальные движения мыши приводят к вращению сцены по вертикали, а горизонтальные - вокруг глобальной оси Z. Включите Trackball, поставьте Z вертикально, переключитесть на Turntable, теперь ось не будет наклонятся по сторонам. Еще можно настроить вращение вокруг активного объекта (Around Active), но на мой згляд проще нажать NumТочку. Ctrl+Num4,6,8,2 - перемещение панарамы. Того же можно добиться с помошью Shift+CKM. В настройках за СКМ можно закрепить как вращение, так и панаромирование.

Num1, Num3, Num7 - вид спереди, справа, сверху, Ctl+Num1, Ctl+Num3, Ctl+Num7 - вид сзади, слева, снизу. Здесь есть хитрость. Найдите и включите в настройках Auto Perspective. Теперь при свободном вращении будет перспектива, а при 1 3 7 - ортогональная проекция, причем 4 6 2 8 ортогонали не испортят! Num+ и Num- позволяют изменять масштаб вида (zoom). Мышкой - колёсиком или Ctrl+СКМ+двигать. В настройках можно инверитровать (поменять) направление зума при вращении колёсика. В блендере существует три вида Ctrl+СКМ зума: Continue - изменяет до тех пор, пока человек не остановит; Dooly - изменяется только при движении мышки; Scale - зависит от расстояния курсора мышки до середины экрана. NumEnter позволяет сбросить, вернуть зум на исходный уровень. Num/ включает/выключает локальный вид. Это значит что видимыми остануться только выделеные объекты. Num0 переключает на вид из камеры. Так будет отображаться ваша сцена при рендеринге. Если камер в сцене несколько, то одна из них считается "активной" (треугольник над камерой чёрный) и вид переключается как раз на неё. Ctrl+Num0 делает выделенный объект активной камерой (даже лампочку можно сделать камерой). Num* перемещает (выравнивает) вид по нормали к выделенным объектам. То есть локальная ось Z Будет направлена на смотрящего. Это прекрасно видно в ортогональной проекции. Num. - просто направляет вид на выделенные объекты. Причем не только на сами объекты, но и на вершины, ребра, грани. Попробуйте перемещаться в пространстве, и выберите удачный ракурс, теперь Ctrl+Alt+Num0 создаст активную камеру из текущего вида. Можно направить вид на 3d курсор, для этого нажмите C. Shift+С установит 3d курсор в центр мира и уместит в окне все объекты.

Режим полёта

И самый необычный - режим полёта Shift+F. W, S, Num+, Num- колёсико - изменение скорости самолёта, A, D - влево вправо, R, F - вверх вниз, Z - фиксация вертикали (верх вседа вверху), X - полёт параллельно земле, СКМ - обзор панорамы, ЛКМ - остановить, ПКМ - отменить. Сделайте вид из камеры (не обязательно выделять) и она станет кабиной, можно летать. Если вы куда-нибудь далеко залетели и потеряли ориентацию, то нажмите Home, все объекты уместятся в 3d виде. Ещё одна хитрость работает в ортогональном режиме. Shift+B, появится перекрестие, теперь растяните рамку по виду и обведённая область увеличится на весь экран.

Личные инструменты